Эллинистическая техника. Отдел 1 б
30.01.2022, 15:10

Отдел первый

СЫРЬЕВАЯ БАЗА И ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ

М. И. Максимова

Сырьевая база
Дерево (34)
Глина и вяжущие материалы (42)
Связующие материалы (45)
Отделочные и подсобные строительные материалы (47)

ДЕРЕВО

Лесная площадь современной Греции составляет примерно 12.7 % всей ее поверхности. В древности, особенно в эпоху архаической Греции, этот процент был, несомненно, значительнее, но в эллинистическую эпоху процесс обезлесения зашел уже довольно далеко, и греки были принуждены импортировать значительную часть необходимых для них лесоматериалов, особенно для строительного дела и для кораблестроения. Главным лесным рынком для Греции был город Амфиполь в Македонии. Лес импортировался в виде круглого леса, пиломатериалов я готовых изделий морским путем из Македонии, Фракии, Киликии, с южного и восточного берегов Черного моря, из Сирии и Италии.
Дерево было основным материалом кораблестроения - одной из важнейших отраслей промышленности древней Греции с ее развитой морской торговлей и крупными военными флотами. В строительном деле дерево также играло хотя и подсобную, но весьма крупную роль. Капитальных строений, целиком возведенных из дерева, Греция классической и эллинистической эпох почти не знала, если не считать построек военного характера (блокгаузов, башен, палисадов и т. п.). Но постройки из камня и из саманных кирпичей не могли обойтись без деревянных частей. Дерево необходимо было для устройства крыш, междуэтажных перекрытий, потолков и половых настилов, для всякого рода деталей зданий - дверей, окон, лестниц, водопроводных труб - и, наконец, и для скрепления между собой отдельных частей каменной кладки: квадров, плит, барабанов колонн. Из дерева же возводили и строительные леса.
Из других отраслей промышленности наибольший спрос на древесину предъявляло мебельное производство, произволство повозок, инструментов (рукоятки топоров, молотков и т. п.), оружия (древки для копий и луки), ткацких станков, различных сельскохозяйственных орудий (прессы, хомуты, части плугов и пр.), музыкальных инструментов, „саркофагов, табличек для письма, досок для живописи и многих других изделий.
В отношении каменных, глиняных и металлических изделий главным источником для нашего знакомства с техникой их производства у греков служат сохранившиеся в большом числе до нашего времени памятники; в отношении к дереву дело несколько меняется. Деревянных изделий, вследствие сравнительно быстрой разрушаемости материала, сохранилось мало, и, кроме того, вплоть до самого последнего времени дерево, особенно если его находили в виде бесформенных остатков балок и досок, не привлекало к себе должного внимания археологов и не подвергалось тщательному изучению.
Поэтому главным источником в изучении вопросов, связанных с применением древесины в промышленности древних греков и римлян, остаются письменные источники. В частности для эллинистической эпохи основное значение имеют пять первых глав сочинения Феофраста (умер в 287 г. до н. э.) „О растениях“, где собраны разнообразные накопившиеся у греков сведения о древесных породах, их свойствах, местах произрастания, способах посадки и выращивания, об обработке лесоматериалов и их применении в промышленности и где делается также попытка их научной классификации. Большое значение имеют также отдельные главы из сочинений Витрувия „Об архитектуре“ (вторая половина I в. до н. э.) и Плиния Старшего „Естественная история“ (I в. н. э.). Относительно этих двух трудов следует иметь в виду, что сообщаемые ими данные относятся к Италии в большей мере, чем к Греции, и потому имеют меньше отношения к нашей теме, чем сочинение Феофраста. Отрывочные, но ценные данные о строительной древесине дают также строительные надписи эллинистической эпохи.
Ниже мы приводим список наиболее употребительных Древесных пород, известных грекам эллинистической эпохи.
В основу этого перечисления положен список, приводимый Блюмнером. Как известно, отожествление древесных пород, описанных древними писателями, с породами, различаемыми современной наукой, связано с большими трудностями. В ряде случаев этих трудностей не могли преодолеть и те специалисты древесиноведы, на работах которых основан указанный выше список. Необходимо поэтому иметь в виду, что приводимый список далеко не полный. Наш список мы располагаем в алфавитном порядке названий пород, дополняя его указанием районов их произрастания в тех случаях, если эти породы не встречаются в Греции и в Италии.

Акация (Mimosa Nilotica L.). Египет.

Бегеновое дерево (Moringa pterygosperma, Caertn.). Египет.

Бук (Fagus silvatica L.). Различали горный бук и бук, произраставший в низинах; особенно ценился первый.

Бузина черная (Sambicus nigra L.).

Виноградное дерево (Vitis vlnifera L.).

Витеке (Vitex agnus castus L.).

Вяз (Ulmus campestris L.).

Граб (Carpinus betulus L.).

Груша (Pyrus salicifolia L.).

Дуб: каменный зимний дуб (Quercus sessiliflora Smith); летний дуб (Quercus pedunculata Ehrh.); кошенильный дуб (Quercus coccifera L.); дуб малорослый (Quercus esculus L.); пробковый дуб (Quercus suber L.); бургундский дуб (Quercus cerris L.).

Ель, белая и красная (Pinus picea L. и Pinus abies L. Красную ель смешивали с сосной).

Железное дерево (Celtis australis L.). По берегам Средиземного моря.

Ива (Salix L.).

Каштан (Fagus castanea L.). Знакомство греков с этим деревом относится, вероятно, к римской эпохе.

Кедр (Pinus cedrcs L.). Передняя Азия.

Кизиль (Cornus mascula L;).

Кипарис (Cupressus semprivirens L.).

Клен (Acer creticum L.; Acer obtusatum Kit.; Acer pseudoplatinus L.; Acer platanoifdes L.).

Лавр (Laurus nobilis L.).

Липа (Tilia argentea L.).

Лиственница (Pinus larix L.). Италия. Грекам лиственница, повидимому была незнакома.

Мирт (Myrtus communis L.).

Можжевельник (Juniperus L.).

Оливка (Olea europaea L.).

Ольха (Ainus L.).

Орех (Juglans regia L.).

Остролистник (Ilex aquifolia L.).

Пальма фиговая (Phoenix dactylifera L.). В Греции и Италии встречается редко. Импортировалась с востока.

Персиковое дерево (Cordia myxa L.). Египет.

Пиния (Pinus pinea L.).

Платан (Platanus orientalis L.).

Плющ (Hedera helix L.).

Портулак (Arbutus andrachne L.).

Рябина (Sorbus domestica L.).

Самшит (Buxus sempervirens L.).

Сикомора (Ficus sycomorus L.). Египет Смоковница (Ficus carica L.).

Сосна (Pinus L.).

Терпентиновое дерево (Pistacia terebinthus L.). Сирия.

Тиссовое дерево (Taxus baccata L.).

Тополь (Populas L.). Известен был как горный, так и серебристый тополь. Тутовое дерово (Morus nigra L.).

Туя (Callitris quadrivalvis Vent).

Черное дерево (Diospyros ebenum L.). Индия, Африка.

Ясень (Fraxinus L.).

В строительном деле применялись, главным образом, следующие породы: сосна, из которой делали вертикальные и горизонтальные балки, брусья и доски, причем особенно ценилась возможность получения из этой породы длинных и прямых балок и способность ее древесины противостоять гниению и действию насекомых; ель - для балок, главным образом, в конструкции крыши; ценилась ее прочность и легкость обработки; каменный дуб, который применяли преимущественно в подземных частях строений; дуб малорослый - в сухих местах, для вертикальных балок и брусьев, так как считалось, что эта порода имеет тенденцию сгибаться под нагрузкой; орех - для подземных частей зданий и для крыши; белая акация, из которой получали стропила длиной в 12 локтей; оливковое дерево, которое шло на мелкие балки, на сваи, для скрепления квадров и барабанов; пальма фиговая - для горизонтальных балок; бук - для стропил; вяз и ясень - для всякого рода плотничьих работ, особенно там, где необходимы были крепкие соединения; кедр, кипарис и можжевельник - главным образом, для потолков, дверей и косяков; использовались также граб, тополь и сашмит.
В Афинах для построек применяли главным образом вяз, ясень, кипарис и кедр, а для скреплений камней - оливковое дерево. За кубический фут (0.309 м) кедра, доставлявшегося в Афины из Сирии, платили 80 драхм, а цены за кубический фут вяза и ясеня колебались между 8 и 20 драхмами. (1) На Делосе в 209 г. до н. э. для строительства одного из портиков при храме закупали строительный лес - бук и дуб. Длина некоторых брусьев доходила до 10 локтей. Платили за них от 10 до 14 драхм 10 оболов за штуку. Деревянные эпистилии для арсенала в Пирее имели около 0.75 м ширины и 0.67 м толщины; брусья и доски для того же здания - около 0.15 м ширины и от 0.04 до 0.02 м толщины. (2)
Древние греки эмпирическим путем накопили значительные знания как относительно разнообразных свойств различных древесных пород, так и относительно строения древесины, способов ее заготовки и обработки. Правда, некоторые из этих наблюдений, как, например, утверждение Витрувия о том, что лиственница не воспламеняется от огня, основаны на недоразумениях и противоречат опыту. С другой стороны, научные обоснования природных различий древесных пород чрезвычайно наивны. Греки обычно сравнивали строение дерева со строением живого организма, сердцевину - с костяком, заболонь - с мясом, кору - с кожей, сок - с кровью и т. д. и свойства той или иной породы объясняли преобладанием в ней одного из этих начал.

1 Драхма - примерно 25 копеек серебром.
2 Относительно древесных порэд, применявшихся в кораблестроения, см. главу о военном деле. О столярном и токарном деле см. главу о дерево обработке.

Чисто практическое знакомство греков со свойствами древесины было довольно значительно. Так, у белой ели греки различали комлевую часть, которая раскалывалась на четыре части и шла на столярные работы, и верхнюю суковатую часть, которая только обтесывалась, но не разделывалась на брусья и доски. Различали древесину отдельных пород по степени ее твердости, по способности выносить горизонтальную и вертикальную нагрузку, по сопротивляемости сырости, гнили и червоточине, по короблению и образованию трещин, прямослойности, длине волокон, легкости обработки, способности хорошо скалываться, красоте текстуры и т. д. В зависимости от того, какими из этих свойств обладали отдельные породы, они находили себе то или иное промышленное применение.
Относительно способов заготовки древесины в эллинистическую эпоху сведения наши скудны и обрывочны. Валка, по всей вероятности, происходила так же, как и у римлян и как это практикуется и в настоящее время. При помощи простого или двойного железного топора делали глубокий надрез в нижней части ствола, а затем валили дерево при посредстве канатов, привязанных к его кроне. Относительно времени валки Феофраст рекомендует соблюдать следующие правила: белую ель, сосну и пинию валить весной, тутовое дерево, вяз, клен, ясень, бук и липу - в конце лета или в начале осени, дубы - зимой. Обосновывалось это тем соображением, что для получения прочной древесины нужно валить деревья после периода сокодвижения и созревания плодов. С другой стороны, окорка того леса, который должен оставаться круглым и не подвергаться отеске, с большей легкостью может быть произведена, когда дерево находится в полном соку, так как кора в это время легче отделяется от заболони. После валки стволы очищали от сучьев при помощи топора.
О сплаве леса никаких прямых свидетельств у нас нет. Косвенное указание дает замечание Витрувия о том, что лиственница, которая вследствие своей тяжести не держится на воде, при перевозке погружается либо на корабли, либо на еловые плоты; из этого можно заключить, что остальные породы доставлялись на место дальнейшей обработки сплавом.
Деловой лес вообще делился на круглый лес, который подвергался только окорке, пиловочник и лес, предназначенный для четырехгранной отески. При этом полагали, что пиловочник менее склонен к образованию трещин, чем обтесанные балки и круглый лес, так как при расколке и распиловке сердцевина обнажается и вследствие этого быстро сохнет и отмирает. Окорка и отеска бревен производилась топором; предпочитали подвергать отеске свежесрубленную древесину, как более легко поддающуюся обработке. На брусья и доски перерабатывали бревна при помощи пилы для продольной распиловки, а также расколкой посредством деревянных клиньев, сделанных из той же породы, что и обрабатываемое бревно, и забиваемых топором. Последний способ применялся, по свидетельству Плиния, для получения дранки, клепок и обручей для бочек и вообще древесины, предназначенной для гнутья, так как при колке волокна лучше сохраняются в целости, чем при распиловке. Однако расколку применяли во время Витрувия и при разделке бревен на доски и брусья - этот автор сообщает нам о том, что еловые комли раскалывались на четыре доли и шли на столярные работы. При обработке ели, кроме того, отделяли заболонь от сердцевины во избежание применения в одном изделии материалов различной твердости.
Пилы для продольной и поперечной распиловки были, повидимому, главным образом пилами лучковыми. Некоторые из них отличались от пил современных тем, что полотнища их вставлялись в поперечину пилы в том месте, где у обычной лучковой пилы находится средник. Полотнище при этом находилось в косом направлении к раме. На рис. 3 изображена распиловка доски двумя рабочими при помощи такой пилы. Доска положена на козлы и подперта снизу брусом. Один из пильщиков стоит на доске, и распиловка, благодаря этому, происходит не в горизонтальном, а в косом направлении, сверху вниз. Изображение это заимствовано с этрусской урны. Античная пила другой конструкции изображена на рис. 4.

Продольная распиловка доски

Рис. 3. Продольная распиловка доски

Она ничем не отличается от современной и обычно имеет на лучке стрелку для натяжки лучка. На рис. 5 изображен в натуральную величину обломок полотнища пилы со сплоченными зубьями.

Лучковая пила

Рис. 4. Лучковая пила

Фрагмент пилы

Рис. 5. Фрагмент пилы

Изображенное полотнище относится к римской эпохе, но, по свидетельству Феофраста, нам известно, что греки также сплачивали зубья пил для того, чтобы легче было удалять из пропила опилки. Кроме лучковых пил, греки знали также двуручные пилы и пилы-ножовка.
Феофраст рекомендует производить расколку и распиловку бревен в то время, когда они еще имеют некую среднюю влажность, так как слишком сухая древесина трудно поддается обработке, а слишком свежая мешает работе зубьев пилы, быстро забивая их опилками.
Греки прекрасно понимали значение сушки древесины и производили ее либо на корню, либо после валки, либо после разделки бревен на изделия. Сушка на корню рекомендовалась особенно по отношению к вязу и ясеню как к породам, обладающим особенно большой влажностью. До рубки в стволе делали глубокий надрез до сердцевины, через который каплями вытекала жидкость. Дерево рубили тогда, когда капанье прекращалось. Сушка бревен и лесопильных материалов происходила на воздухе, иногда в течение нескольких лет. Искусственная сушка была еще в зачаточном состоянии. Те изделия, которые желательно было быстро высушить, подвешивали таким образом, чтобы они подвергались действию дыма, или клали их в коровий навоз, который вбирал в себя излишнюю влажность.

ГЛИНА И ВЯЖУЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

Литературные свидетельства о добыче глины и о первоначальной стадии ее обработки чрезвычайно скудны, что, вероятно, отчасти объясняется большой простотой этих рабочих процессов, а также широким распространением керамического производства.
Глина, годная для выделки посуды, кирпичей, черепицы и других керамических изделий, находилась в Греции повсеместно, и если не всякая глина в одинаковой мере годилась для тонких керамических изделий, то керамические мастерские, в которых изготовлялись простые предметы из глины, были, вероятно, во всех греческих городах.
Надо полагать, что техника добычи и очистки глины оставалась всегда неизменной, вследствие несложности этих рабочих процессов. Глину вырывали из почвы лопатами и клали ее в корыта, разбавляли водой, очищали от примесей отмучиванием. После этого ее месили, по всей вероятности, ногами, приготовляя однородное вязкое тесто. Уже на данной стадии обработки глины рабочие процессы были дифференцированы в зависимости от назначения обрабатываемого материала.
Здесь мы будем говорить лишь о заготовке кирпичей и черепицы, отослав читателя, интересующегося изготовлением других керамических изделий, к главе о керамике.
Греки прекрасно знали свойства различных сортов глины и умели выбирать эти сорта сообразно изготовляемым изделиям. Для производства саманных кирпичей Витрувий советует брать беловатую, меловую или красную глину или же плотный мергель, но не песчаную, каменистую или щебнистую глину, так как кирпичи, сделанные из глины первых сортов, легко поддаются обработке, прочны и не грузны, а кирпичи, изготовленные из вторых сортов, тяжелы и, „намокая от дождей, станут рассыпаться и крошиться и не свяжутся по своей грубости со вмешанной в них соломой“. После очистки глины, в процессе ее мятья, к ней примешивали соломенную резку, которая придавала кирпичам большую устойчивость. Приготовленную таким образом глиняную массу вынимали из корыта и формовали на кирпичи. Формовка происходила от руки или в особых формах. Дельфийская строительная надпись второй половины IV в. упоминает о плетеных формах для кирпичей. После формовки кирпичи сушились на солнце. Витрувий советует выделывать кирпичи весной или осенью: при сушке кирпичей летом солнце слишком быстро высушивает верхнюю корку - внутренность кирпича остается сырой. Тот же автор рекомендует выдерживать кирпич в течение двух лет и сообщает о том, что в Утике разрешалось употреблять на постройку только кирпичи, вылепленные за пять лет до дня их применения в строительстве.
Размеры кирпичей у греков, по словам Витрувия, были следующие: Квадратные кирпичи, равные 4 пядям, т. е. одному греческому футу (0.309 м), и квадратные кирпичи в 5 пядей, т. е. 1 1/4 фута (0.386 м). Кроме того, применялись и половинчатые кирпичи. Кирпичи, обнаруженные при раскопках городских стен в Элевсине, несколько отличаются от этих размеров. Они равны 0.45 X 0.45 X 0.10 м. Одна строительная надпись из Элевсина (вторая половина IV в.) предписывает употреблять кирпичи длиною в 0.492 м. Размеры кирпичей, из которых сложена была найденная в Херсонесе печь эллинистической эпохи, были: 0.55 м длины, 0.10 м толщины и от 0.13 до 0.19 м ширины. Из этих примеров видно, что, вопреки свидетельству Витрувия, стандартных размеров на кирпичи у греков не было и что размеры и форма кирпичей не были постоянны.
Согласно свидетельству ряда авторов (Страбон, Витрувий и Плиний Старший), в Малой Азии, а также в Испании выделывали особый род саманных кирпичей, отличавшихся такой легкостью, что они не тонули в воде. Сырым материалом для них служила глинистая земля, напоминавшая пемзу.
Эти кирпичи были не только легки, но и чрезвычайно крепки и не поддавались действию влажности. Более подробных сведений об этих кирпичах мы не имеем. Блюмнер замечает по этому поводу, что подобные кирпичи умели выделывать в Нюрнберге в XIV и XV вв. Затем способ их изготовления был забыт и вновь изобретен итальянцем Фаброни в 1791 году.
Обожженных кирпичей Греция эллинистической эпохи, повидимому, для кладки стен не применяла. В некоторых местностях, в частности в Пергаме, найдены были обожженные кирпичи со штемпелями эпохи пергамских царей. Кирпичи сделаны из той же яркокрасной глины, из которой изготовлена и пергамская черепица, и покрыты такой же темнокрасной облицовкой. Форма их квадратная. Размеры целых кирпичей - 0.45 м при 0.23 м толщины, полукирпичей - 0.23 м при такой же толщине. Не выяснен вопрос о способе применения этих кирпичей. Скорее всего они служили для вымостки полов, но, возможно, их применяли для верхних слоев кладок стен из саманного кирпича, как это советует делать Витрувий с целью предохранения последних от дождевой воды, в случае повреждения крыши. Единственный пока известный нам бесспорный факт применения обожженных кирпичей в постройке эллинистической эпохи - это дворец в Ниппуре в Месопотамии, относимый к III в. до н. э. По стилю это строение чисто греческое, но колонны его сложены из обожженных кирпичей. Весьма возможно, что обожженные кирпичи, которые давно применялись в Месопотамии в качестве строительного материала, частично были освоены и эллинистическими архитекторами, работавшими на Востоке, и что отсюда этот материал распространился и на весь греко-римский мир. О подробностях производства обожженных кирпичей у греков, их формовке и обжиге источники ничего не говорят.
Кровельная черепица в эллинистическую эпоху имела такое же широкое распространение, как в классическую эпоху, причем формы ее существенно не изменились, равно как и техника изготовления. Черепица как плоская, так и выпуклая выделывалась в формах, и затем ее подвергали обжигу в керамических печах. Единственное усовершенствование, которое было внесено в эти изделия эллинистической эпохи - это покрытие черепицы блестящей темнокрасной облицовкой, напоминающей облицовку ваз terra sigillata (см. ниже) и, несомненно, увеличивавшей прочность этих изделий. Кроме того, плоскую черепицу иногда снабжали косыми желобками, облегчающими сток дождевой воды к карнизу.

СВЯЗУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

При возведении стены из бутового камня или из сырцов необходимо было производить кладку на растворе. Вопрос о применении греками до римской эпохи известкового раствора не может считаться окончательно выясненным. На основании данных раскопок установлено, что известковый раствор был известен в Греции еще в Крито-Микенскую эпоху, что он в очень редких случаях употреблялся в классическую эпоху и, наконец, что в эпоху эллинизма, как это показывают раскопки на Делосе, в тех сооружениях, стены которых постоянно соприкасались с водой (как, например, в цистернах, портовых сооружениях и пр.), известковый раствор применяли более или менее систематически. В очень редких случаях было констатировано употребление этого связующего вещества в кладках частных домов эллинистической эпохи на Делосе· Кроме того, Филон Византийский рекомендует употреблять известку в кладках фундаментов оборонительных стен, а также тех участкэв этих стен, которые могут подвергнуться сильным ударам врага. Данные раскопок показывают, однако, что известковый раствор, как правило, не применялся в строительном деле эллинистической эпохи и что в это время, как и прежде, греки продолжали пользоваться для этой цели простой глиной, смешанной с песком. Таким образом, можно установить, что греки эллинистической эпохи хотя и были знакомы с известковым раствором, но широкое применение это связующее вещество получило лишь в римскую эпоху.
Витрувий, хорошо знакомый с известью не только как с материалом для обмазки стен, но и как со связующим материалом, дает следующие советы по поводу ее приготовления.
Известь, по его словам, надо выжигать „из белого мягкого или твердого камня; и та, которая из плотного и более твердого камня, полезна для кладки, а выжженная из ноздреватого - для штукатурных работ. Когда известь будет загашена, ее замешивают с песком, которого, если он горный, надо всыпать три части на одну часть известки, а если речной или морской, то с одной частью извести соединяют две части песку. Если к речному или морскому песку добавить третью часть битой и просеянной черепицы, то смесь раствора станет еще лучшей для применения“.

ОТДЕЛОЧНЫЕ И ПОДСОБНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Штукатурка
Стены строений, а также колонны, если только они не были сложены из мрамора, всегда покрывали слоем штукатурки, состоявшей из известки, смешанной с песком и с истолченным мрамором. Известь гасили в ямах; Витрувий рекомендует пользоваться гребком для того, чтобы судить о том, правильно ли выдержана известь: „Если, - говорит он, - гребок будет задевать камешки, то известь не выдержана; когда же железо вынимается сухим и чистым, то значит, что известь слаба и суховата; когда же она будет жирной и как следует загашенной, то, налипая на железку, как клей, покажет, что она во всех отношениях выдержана“. Из штукатурки часто делались и лепные украшения и карнизы стен. Анализы штукатурки домов на Делосе см. на стр. 130.
Для тех же целей, как известка, употреблялся и гипс в тех случаях, когда требовалась более тонкая отделка стен. Пласты гипса, залегавшие у самой поверхности земли, находились на острове Кипре, а также в Финикии, Сирии, Фессалии, Этолии и на острове Закинфе. Гипс добывали выжиганием в печах, об устройстве которых ничего не известно. Для обжига выбирали самые твердые и однородные камни. В печь их клали вместе с коровьим навозом для ускорения операции обжигания. После обжига гипс превращали в порошок. Непосредственно перед употреблением порошок разбавляли водой и замешивали при помощи деревянных палок, которые в данном случае были удобнее металлических вследствие повышения температуры гипса при гидрации.
Краски
В эллинистическую эпоху широкое распространение получила роспись внутренних стен помещений. Техника этой росписи была фресковой, с применением довольно богатой шкалы красочных тонов. Некоторые писатели (например, Плиний), правда, считали, что художники эллинистической эпохи продолжали, как и их предшественники, пользоваться только четырьмя красками: черной, белой, красной и желтой; это свидетельство опровергается как другими указаниями авторов (в том числе и Плиния), так и остатками дошедших до нас росписей. Феофраст, Витрувий и другие писатели даже определенно указывают на крупных мастеров живописи эпохи эллинизма как на новаторов в области расширения шкалы применяемых в живописи красок.
Об известных грекам красках и материалах, из которых они приготовлялись, писали, главным образом, Феофраст, Диоскорид, Витрувий и Плиний. После открытия многочисленных стенных росписей в Помпеях произведены были анализы сохранившихся в чих античных красок, и анализы эти в значительной мере подтвердили показания древних писателей. Согласно этим данным, грекам были известны следующие естественнее и искусственные краски, пригодные для фресковой живописи.
Греческие авторы говорят о белой краске, изготовлявшейся из мела, который находили в Эретрии (как полагают современные исследователи - рода белого талька), смешанного с истолченным белым стеклом, и гипса (или извести). Кроме того, в широком употреблении была краска паретоний, названная так по главному месту ее добывания в Египте. Добывалась она также на Крите и в Кирене. Древние рассказывали, что эта краска состояла из смеси морской пены и тины. Современные исследователи полагают, что это был гидрат окиси кальция. Паретоний считался очень жирной краской и особенно пригодной для фресковой живописи и для грунтовки.
Хорошо были известны грекам и свинцовые белила, которые приготовляли, воздействуя уксусом на свинец, и мелосская краска (melinum), добывавшаяся в штольнях на острове Мелосе и, по всей вероятности, представлявшая собой белую глину с примесями. Эти краски, однако, во фресковой живописи не употреблялись. Свинцовые белила применяли, главным образом, в косметике.
Анализы сохранившихся в античной фресковой живописи белых красок показали, что основными их составными частями был мел, хорошо промытая белая глина, истолченная пемза.
Основной и почти единственной желтой краской древних была охра разных оттенков, добывавшаяся из залежей в различных областях древнего мира. Лучшей охрой считалась аттическая, находимая в Лаврийских рудниках вместе с серебряной рудой. Более темную охру добывали на острове Скиросе и в Ахайе. Встречалась она и в Италии. Анализы желтых красок античных фресок установили, что эти краски состоят из охры, смешанной с мелом или углекислой известью; реже встречаются охра и окись свинца (и та и другая - смешанные с суриком).
Древние знали еще желтую краску, не применявшуюся во фресковой живописи и носившую название ’αδσενικον. По всей вероятности, это был желтый мышьяк.
Сорта красных красок были довольно многочисленны.
Красный мел (μίλτος, rubrica) естественный и искусственный. Естественный красчый мел добывали главным образом в Каппадокии, называли его Синопской землею. (Синопа была главным портом, через который этот продукт доставлялся в Грецию). Впоследствии его стали вывозить также через Эфес. Синопская земля была трех различных сортов: ярко-красная, бледнокрасная и умеренно красная. Красный мел добывался также в Африке, Испании, на острове Лемносе и в других местностях; особенно ценился лемносский мел. Искусственный красный мел приготовляли обжигом желтой охры в глиняных сосудах, которые густо обмазывали глиной перед обжигом.
Сандарак. Естественный сандарак добывался главным образом в шахтах Пафлагонии. Работа в этих шахтах была губительна для здоровья, вследствие обилия ядовитой пыли.
Работали здесь исключительно рабы и осужденные преступники; среди них была такая высокая смертность, что добычу сандарака часто приходилось прекращать из-за недостатка рабочих рук. Современные ученые предполагают, что сандарак древних соответствовал нашему сандараку, т. е. представлял собой красный мышьяк.
Искусственный сандарак, т. е. свинцовый сурик, приготовляли обжигом свинцовых белил в глиняных горшках. Горшки нагревали на горящих углях и мешали содержимое до тех пор, пока оно на приобретало желаемого цвета. Полученную массу затем смешивали с водой, очищали от примесей, просушивали и придавали ей форму плиток.
Киноварь добывали главным образом в Испании, в Колхиде, Кармании и Эфиопии. Согласно Плинию, в Испании киноварь добывали в серебряных и свинцовых рудниках; рабочие, чтобы не вдыхать вредных испарений, надевали на голову пузыри или маски, закрывавшие все лицо, кроме глаз. Из описания Плиния не вполне ясно, идет ли здесь дело о добыче естественной киновари или материала для изготовления искусственной киновари.
Способ приготовления искусственной киновари известен был уже Феофрасту. Материалом служил красный песок, находимый близ Эфеса, а также и в других местностях. Витрувий следующим образом описывает процесс ее изготовления: „Когда ее [киноварь] откалывают, то, до обработка ее в настоящую киноварь, она представляет собой, так сказать, комья, а в жиле она похожа на железо, но более рыжеватого цвета, с красной вокруг нее пылью. Когда ее добывают, то при ударах инструментов она выделяет слезинки ртути, тут же собираемые рудокопами. Набрав этих комьев, их бросают в мастерской в печь для просушки из-за обилия в них влаги· Когда выгнанный из них жаром огня пар оседает на пол печи, то оказывается ртутью... Когда комья ее [киновари] высохнут, их толкут в железных ступах и, путем повторных промывок и прокаливания очищая от грязи, добиваются получения краски“. Феофраст знает приблизительно такой же процесс изготовления киновари, с той разницей, что он не упоминает об обжиге, а лишь об измельчении комьев и их промывке.
Сандикс находили в Либии, Индии и Армении. Насколько можно судить по невполне ясным свидетельствам древких писателей, существовал и искусственный сандикс, который получали путем смешивания обожженного сандарака с красным мелом.
Сирийская красная краска (Syricum),которую изготовляли, смешивая синопскую землю с сандиксом.
Багрец. Эту краску, по Плинию, изготовляли, опуская мел определенного сорта в сосуд, в котором происходила окраска шерсти в пурпурный цвет. Мел впитывал в себя пурпур и становился багрецом.
Красная краска, известная под названием „крови дракона“, изготовлялась из древесного сока, добываемого, по всей вероятности, на острове Сокотора, у берега области Сомали в Африке. Более точных сведений об этой краске не сохранилось.
Анализы красных красок античных фресок дали следующие результаты. Всего чаще встречались: окись железа, красная железная охра, свинцовый сурик и киноварь. Попадалась смесь красной охры с медной синевой. Коричневая краска состояла из сильно обожженной охры, а также из закиси окиси марганца, окиси железа и смеси охры с черной краской.
Зеленая краска - хризоколла изготовлялась из малахита или яри-медянки толчением руды в ступах. Измельченную руду смешивали с водой, растирали рукой в ступах и процеживали. Операцию эту повторяли до тех пор, пока масса не становилась частой, после чего ее высушивали на солнце. Древние различали по месту изготовления армянскую, македонскую и кипрскую хризоколлу.
Зеленый мел соответствует нашей краске terra Veronese. Лучший сорт добывался в Смирне, более плохой - в Кирене.
Ярь-медянка - Феофраст советует изготовлять ее следующим образом: медь класть в дрожжи и затем соскабливать ржавчину, образующуюся на меди. Витрувий указывает иной способ: в глиняные бочки накладывать виноградные лозы, заливать их уксусом и покрывать медным листом. По прошествии некоторого времени бочки откупоривают и находят в них готовую ярь-медянку.
Анализ античных зеленых красок не обнаружил в них яри-медянкя. Основной их составной частью оказался мел, но встречается также углекислая окись меди с примесью мела и смесь зеленых соединений меди с синей медной фриттой.
Синяя краска. Термином греков для обозначения синей краски было слово κύανοδ (лазурь), под которым подразумевались краски, сделанные из различных веществ. Исследование вопроса о том, что они конкретно подразумевали под этим словом, связано с большими трудностями. Наиболее вероятным представляется в настоящее время следующее разрешение этого вопроса.
Древние различали три вида лазури - скифскую, кипрскую и египетскую. Скифская лазурь, по всей вероятности, соответствовала нашему ультрамарину; изготовляли ее из находимого в Бадахшане лапис-лазули. Кипрскую лазурь, по описанию Витрувия, впервые стали изготовлять в Александрии следующим образом: „Растирают песок с селитряным цветом настолько тонко, что он превращается как бы в муку; ее посыпают опилками кипрской меди, содранными грубыми напильниками, для получения теста, которое затем скатывают руками в катышки и лепят для сушки; после того, как они высохнут, их складывают в глиняный горшок, горшок ставят в печь; когда же медь и песок, нагревшись от сильного огня, сплотятся, то, взаимно друг в друга испаряясь, они утрачивают природные свойства и, потеряв свои качества под действием огня, достигают лазуревого цвета“. Из этого описания, повидимому, вытекает, что кипрская лазурь была медной синевой.
Египетская лазурь характеризуется Феофрастом как „литая краска“ χυτός. Под ней, по всей вероятности, надо понимать краску, изготовлявшуюся из окрашенного окисью меди синего стекла. Исследование красок египетских фресок показало, что египетская синяя краска действительно была такого состава. Древние считали, что синяя краска, сделанная из синего стекла, прочнее синей краски, добытой прямо из медной руды.
Древним известно было и индиго. Первое упоминание об естественном индиго встречается у Витрувия; способ же искусственного приготовления этой краски стал, повидимому, известен лишь в I в. н. э.
Анализы античных синих красок показали, что радикалом их почти всегда бывает окись меди. Была также обнаружена стеклянная синяя фритта, состоящая из натра с окисью меди, смешанная с известью и другими белыми веществами; от количества примеси зависел более или менее светлый или темный цвет краски.
Черные краски, применяемые во фресковой живописи, представляли собой почти всегда продукты горения. Витрувий упоминает о том, что Апеллес пользовался черной краской, приготовленной из жженой слоновой кости. Тот же автор советует выжигать черную краску из смолы, виноградной лозы и смолистых щепок. Уголья, полученные от сжигания в печи лозы и щепок, тушили и затем растирали в ступке вместе с клеем. С клеем смешивали и полученную от сжигания смолы сажу.
Возможно, что греки эллинистической эпохи знакомы были также с привозившейся через Индию китайской тушью.
Исследование античных черных красок показало, что все они имели свойства веществ, состоящих из чистого угля. Относительно фресок, найденных на острове Делосе, было замечено, что во многих случаях, когда дело шло о крупных черных поверхностях стен, черная окраска их достигалась не наложением краски кистью, а покрытием поверхностей обычной штукатуркой, смешанной с растолченным углем и золой.
О других отделочных материалах - плитах цветного и пестрого мрамора, дереве, бронзе, стекле, слоновой кости и составных частях мозаики - см. главу о внутренней отделке зданий.
Подсобные строительные материалы
Из подсобных строительных материалов следует указать прежде всего на металл, применявшийся в строительном деле греков для механических соединений камней. Как в классическую, так и в эллинистическую эпоху скобы и пироны делали из железа или бронзы и заливали затем свинцом. Скобы в эллинистическую эпоху были разнообразной формы, как в виде ласточкина хвоста, так и в виде I или П; последняя форма была наиболее распространенной. Пироны имели круглое или четырехгранное сечение. В некоторых случаях их вставляли в особые бронзовые футляры. Из железа или бронзы делали и гвозди для соединения деревянных частей зданий, для прибивки терракотовых облицовочных плит к карнизам.
На засыпку фундаментов зданий шел уголь и песок. Песок примешивали также в глиняный раствор и штукатурку. Песком полировали камни.
Для промывки швов кладки служила селитра; для проверки чистоты отески - сангина, разведенная в масле.
Тростник, смешанный с глиной, клали в виде толстого слоя на обрешетку крыши с целью дать большую устойчивость кровельной черепице и вместе с тем защитить обитателей дома от чрезмерной жары.
Дегтем иногда покрывали глиняную черепицу.

Эллинистическая техника. Сборник статей / Под ред. акад. И. И. Толстого ; Академия наук СССР. - М.-Л. : Б. и., 1948. - 367 с., 1 карт.

Category: My files | Added by: volinskalesya
Views: 110 | Downloads: 0 | Rating: 0.0/0
Total comments: 0
avatar